Виртуальная реальность – это созданный техническими средствами мир, в котором человек ощущает себя близко к тому, как он себя ощущает в реальном мире. Степень того на сколько человек ведет и ощущает себя в виртуальной реальности – это степень погружения.
Технологии виртуальной реальности развиваются постоянно. Одной из первых таких технологий можно считать немое кино, а одними из последних применение технологий видео захвата, стерео видео и шлемов виртуальной реальности. Сегодня обилие разных устройств виртуальной реальности просто поражает воображение.
Однако для успешного развития технологии должны стать широко востребованными. Так, например, стерео или 3D кинотеатры – это очень старое изобретение. Первый в России стерео кинотеатр был открыт в 1911 году, а настоящую популярность технология получила только спустя 100 лет, когда половину фильмов стали снимать в формате 3D. Поэтому для технологий виртуальной реальности очень важна их широкая распространенность и доступность контента поддерживающего, технологию.
Шлемы виртуальной реальности
Второе название «Очки виртуальной реальности». После того, как человек надевает на себя такие очки – все, что он видит – это виртуальный мир. Это главное отличие очков виртуальной реальности от очков дополненной реальности. Очки виртуальной реальности – это все равно, что наушники, но только для глаз.
Лидерами среди шлемов виртуальной реальности сегодня являются:
- Oculus Rift
- Sony HMZ-T1
- Silico MicroDisplay ST1080
Самым продвинутым устройством без всяких сомнений является Oculus Rift. Oculus Rift превосходит все существующие аналоги и должен начать новую революцию виртуальной реальности.
Системы отслеживания движений головы
Это системы, которые отслеживают перемещение и повороты головы человека в пространстве. Самые известные из таких систем – это TrackIR, RUCAP UM-5, HeadJoy, система трекинга A.R.T.
егодня системы отслеживания движения головы встраиваются во многие другие устройства, такие как шлемы виртуальной реальности, системы отслеживания движения глаз и системы отслеживания движений тела.
Системы отслеживания движения глаз (Айтрекинг)
Системы отслеживания движения глаз отслеживают движение зрачков и в каждый могут времени вычислить, куда именно смотрит человек. Сегодня такие системы практически не представлены на рынке потребительских товаров, но они уже активно используются в науке и медицине для изучения поведения человека.
Системы отслеживания движения тела (Motion camture / motion tracking)
Системы отслеживания движений тела человека следят за тем, как двигается тело человека. Управляемый персонаж в виртуально мире, обычно повторяет эти движения.
Существует два основных подхода.
Первый подход – на человека крепится большое количество датчиков, и компьютер отслеживает движение этих датчиков в пространстве. Это дорогая технология используется для съемки фильмов, где актер играет не себя, а специального компьютерного персонажа, для создания 3D игр и т.п.
Другой подход – это более дешевая технология, которая не использует датчиков на человеке, и основана на распознавании образов. Если сказать проще, то человека снимает специальная видеокамера и распознает, что он сделал: махнул рукой или, например, подпрыгнул. Представителем данной технологии являются
- Kinect от Microsoft.
- Leap 3D
Перчатки виртуальной реальности (Wired Gloves)
Главное средство взаимодействия с окружающим миром для человека – это его руки. Поэтому идея создания «виртуальной руки» существует уже очень давно. Для этого предлагается использовать – специальные перчатки отслеживающее движение кистей рук и пальцев. Пока, к сожалению, перчатки виртуальной реальности не достаточно удобны, а в ближайшее время, вероятно будут вытеснены устройствами подобными Leap 3D.
Самые интересные образы:
- The PEREGRINE Wearable Interface – Medium Glove
- Essential Reality P5 Gaming Glove
3D контроллеры / 3D мыши
Обычные 2D контроллеры, такие, как мышка, позволяют указывать точку на плоскости, а когда речь заходит об использовании мышки в 3D играх, то что бы добавить еще одно измерение приходится использовать дополнительное устройство, например клавиатуру.
Сегодня существуют и более совмещённые манипуляторы, которые позволяют работать сразу в 3D. При их использовании пользователь держит в руках «джойстик» положение, которого в пространстве отслеживается компьютером. Самыми известными 3D контроллерами, используемыми в играх, являются
- Wii Remote
- PlayStation Move
В отличие от геймеров, архитекторы, инженеры и дизайнеры используют специальные 3D мышки. Лидером в производстве 3D мышек и подобных 3D контроллеров является компания 3Dconnexion.
Устройства с обратной связью
Устройства с обратной связью широко известны еще с 90-х годов. Это вибрирующие джойстики, рули с обратной связью и трясущиеся, вращающиеся кресла, которые вы можете встретить в центрах развлечений.
Стереоскопические экраны
Как уже говорилось выше технологии 3D экрана уже 100 лет. В буквальном смысле 100 лет. Первый в России стерео кинотеатр был открыт еще 1911 году, но сейчас эти технологии продвинулась далеко вперед и получили очень большую популярность.
Интересная технология 3D рабочего стола Nettle Box представила и Российская компания Nettle.